Вологодское кружево

Вологодское кружево

Вологодское кружево – жемчужина народного промысла Русского Севера. В многообразии кружевных узоров, четкости линий самобытного орнамента, мастерском исполнении воплощена его художественная неповторимость. Вологодские кружева воспеты в фольклоре, в кинематографе, освещены в печатных изданиях. И это неспроста, ведь вологодское кружевоплетение имеет всемирную известность и является одной из ярких страниц русского народного искусства.

Название «кружево» образовано от слова «окружать», то есть украшать, отделывать одежду, белье и всевозможные текстильные изделия. Данное понятие, как и само кружевоплетение, имеет древние корни. На Руси плетение кружев было занятием женщин любых социальных слоев. Кружевные изделия из шелковых, золотых и серебряных нитей красовались на нарядах высшего сословия (царей, бояр, князей), льняные кружева украшали одежду простого люда. В конце 19 века стали использоваться также хлопчатобумажные нити.

Основы художественного своеобразия вологодского кружева были заложены еще в 17-18 веках. До 19 века занятие данным ремеслом носило индивидуальный характер, промышленный же масштаб оно приобрело лишь в 20-х годах 19 века, когда была создана первая кружевная фабрика в пригороде Вологды. Кстати, в это время уже начали сдавать квартиры посуточно в Вологде для тех, кто желал научиться сложному мастерству. На фабрике трудились несколько десятков крепостных мастериц, а уже к середине века плетением кружевных изделий занимались тысячи работниц в разных населенных пунктах. Наиболее значительных масштабов развитие ремесла достигло в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах. Потому квартиры на сутки в Вологде пользовались большой популярностью. Изделия каждого из них отличались характерными узорами, способами плетения, видами и формами, однако разобраться в этом под силу только настоящему специалисту. Вологодская губерния заняла лидирующие позиции в кружевоплетении. В 1893 году промысел объединял 4000 мастериц, а уже к 1912 году их насчитывалось 40000. Вологодские кружева стали желанным аксессуаром модниц не только в России, но и далеко за ее пределами.

Традиционно характерной особенностью вологодского кружева является его «парность строения» — явственное деление на узор и фон. Четкий, крупный, непрерывный, изящный основной орнамент хорошо просматривается на фоне плетеных узорных решёток в виде звёздочек и розеток. Первоначально ведущими мотивами в орнаментах волгодского кружева были стилизованные силуэты птиц, изображения древа жизни и тому подобные орнаменты, соответствующие старинным истокам. Современные изделия более вариативны и искусны в оформлении, среди многообразия узоров доминируют цветочные мотивы.

Вологодское кружевоплетение, воплощенное в талантливых высокохудожественных изделиях, хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Многие работы вологодских мастеров в разное время по достоинству оценены на отечественных и международных презентациях, выставках: Гран-при в Париже (1937), золотая медаль в Брюсселе (1958). В 1968 году художники производственного объединения «Снежинка» были награждены Государственной премией РСФСР имени И.Е.Репина. Выдающимися мастерами своего дела, настоящими творцами можно назвать таких кружевниц, как К.В.Исакова, Э.Я.Хумала, В.В.Сибирцева, заслуженных художников РСФСР В.Д.Веселова, В.Н.Ельфина. Множество их работ можно встретить в экспозициях известнейших музеев страны.

Общие традиционные особенности вологодского кружева приобретают индивидуальные черты в работе каждого отдельного мастера. Тонкой лиричностью пронизаны работы К.В.Исаковой. Ее панно «Олени» (1968г.) – это ода нежности, любви ко всему живому, теплый взгляд на привычные образы. Кружевные повторяющиеся образы елей и скачущих оленей четко просматриваются на фоне невесомой льняной сквозной решетки, словно сотканной из снежинок, создавая ощущение присутствия в сказочности зимнего леса.

Потомственная кружевница В.Д.Веселова, знающая все тонкости и секреты рукоделия, одинаково талантливо умеет создавать мелкие бытовые изделия и большие художественные панно. Скатерть «Ладья» — одна из ее фантастических, по красоте и уровню исполнения, работ. Она объединяет все выдающиеся особенности творчества мастерицы: содержательность, характерность и изысканность плетеных образов, техничность и насыщенность исполнения, проработка каждой детали.

Своим названием – «Снежинка» — вологодское объединение обязано выдающейся работе (одноименная скатерть 1964 года исполнения) талантливой кружевницы В.Н.Ельфиной. Этой же мастерицей создано в 1978 году замечательное панно «Поющее дерево». В основе сюжета – цветущее Древо Жизни с сидящими на его ветвях птицами как символ весеннего возрождения природы. Интенсивный основной узор ярко контрастирует с облегченным воздушным фоном. Переплетение суровых и белых нитей панно создает оттенок цвета серебра.

Современное вологодское кружево – это опытные и высокопрофессиональные кружевницы, художники фирмы «Снежинка», студенты профучилища – будущие мастера, слушатели учреждений дополнительного образования, знакомящиеся с историей и азами кружевоплетения. Фирма «Снежинка» продолжает принимать активное участие в отечественных и зарубежных выставках, сохраняя самобытность, создавая новые потрясающие творения: скатерти, панно, занавеси и др. Вологодское кружево с полной уверенностью можно причислить к сокровищам мировых традиций кружевного промысла.

Темы для WP. Примеры на php и сниппеты.